graffiti
Меню сайта
Наш опрос
как вам мой крутейший сайт
Всего ответов: 32
культуры вообще.
Мы считаем, что исследование граффити является научно-важным и для психолога, социолога, педагога. Но на сегодняшний день в отечествен-ной науке существует лишь три диссертационных работы, посвященных про-блеме граф¬фити. В исследовании М.И. Гуарамиа дается лингвистический анализ немецких граффити; в работе Н.И. Тюкаевой представлена языковая характеристика ад¬ресанта и адресата граффити; в психологическом исследо-вании И.А. Белкина надписи и рисунки рассматриваются как средство конст-руирования социокультур¬ной реальности, так называемой психосемиотической системы, формирующей созна¬ние индивидов, попадающих в сферу ее влияния.
Таким образом, недостаточно изученными в отечественной науке оста-ются мотивы и причины нанесения надписей и рисунков, виды и особенно-сти граф¬фити, отсутствуют работы, посвященные профилактике нанесения деструктивных граффити.
Изучение граффити с психолого-педагогических позиций необходимо в связи с тем, что сегодня в физическом и социальном пространстве россий-ского общества происходит процесс экспансии граффити. Так, с одной сто-роны, в на¬стоящее время большое количество надписей мы встречаем на от-кры¬тых го¬родских пространствах, на внешних стенах и входных дверях до-мов, на афиш¬ных и рекламных щитах, на лест¬ничных пролетах, партах, сте-нах учебных уч¬реждений. С другой стороны, в последнее время оскорбляю-ще-унижающие надписи и рисунки в публичных местах перестали активно обсуждаться и осу¬ждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и марки-рующим поведение человека как анти- или асоциальное.
Тем не менее, разрушения и поломки существенно меняют воздействие го¬родской среды на эмоциональное состояние личности. Разбитые стекла, повре¬жденные телефоны, грубые надписи и рисунки воспринимаются как симптом социальной деградации, признак ослабления социального контроля, что порож¬дает беспокойство, чувство страха и уязвимости. Ощущение бес-порядка и упадка, в свою очередь, провоцирует дальнейшие деструктивные действия, увеличивает вероятность новых разрушений. Но наиболее важным социальным последствием деструктивных граффити является то, что усвоен-ные модели та¬кого поведения в дальнейшем повторяются в усиленной фор-ме. Это значит, что данное социальное явление потенциально содержит опасность разнообразных, в том числе более тяжелых форм агрессивного по-ведения личности в будущем. Деструктивные граффити – проявление деви-антного поведения подростков, ко¬нечным результатом которого является вульгарная преступность.
Современная наука ориентирована на преодоление уже сложившихся де-ст¬руктивных форм поведения, связанных с алкоголизмом, наркозависимо-стью, противоправностью. Подходы к профилактике актуализирующихся в последние годы деструктивных явлений в граффити остаются недостаточно разработан¬ными. Так, по данным Д. Ван Влаета, из четырнадцати программ, направлен¬ных на предотвращение и контроль вандальных граффити в США и Англии, только пять имели какой-либо положительный результат. В нашей стране по¬добные программы вообще не разрабатывались.
Принимаемые на сегодняшний день меры не приносят результатов, так как часто они направлены на ликвидацию последствий, а не на искоренение при¬чин. Разрешение этого противоречия требует специальных исследований по разработке самого понятия граффити, по созданию целостного представ-ления о данном социальном явлении, его изучении, а также возможных пу-тях, средст¬вах, технологиях работы по профилактике деструктивного граф-фити. Главную трудность здесь представляют различные представления о граффити как искусстве и граффити как форме вандализма, так как данные социальные явления - суть формы социальной активности человека. По мне-нию Ю.Клейберга, на уровне индивидуального поведения источником соци-альной активности служит несоответствие объективных свойств человека требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений, в со-циальной структуре общества — социальная неустроенность, конфликтность, агрессивность и т.п.
Социальная неустроенность, конфликт, неудовлетворенность и т.п. по-рождают не только поиски выхода в творчестве, но и «выход» в насилии, вандализме. Поэтому нанесение граффити как форма протестного поведения подростков может быть позитивным, ломающим устаревшие нормы и объ-ективно способствующим прогрессу (творчество), и негативным, объективно препятствующим развитию или существованию (отклонение).
Опыт воспитательно-профилактической работы в образовательных уч-реждениях, управлении социальной защиты населения показывает, что учи-теля, воспитатели, социальные педагоги и психологи не могут достаточно быстро, успешно и самостоятельно выявлять и анализировать сложные неле-гитимные социальные явления и как следствие этого проводить соответст-вующую воспитательно-профилактическую и ресоциализационную деятель-ность по их устранению. Вот почему проблема подростково-молодежных граффити рассматривается нами как актуальная, требующая всестороннего анализа и предусматривающая комплексный характер организационно-управленческих, психолого-педагогических, правовых, экономических и культурологических мер и условий, способствующих эффективной воспита-тельно-профилактической работе.
Анализ литературы по проблеме и несовершенство воспитательно-профилактической практики позволили выявить ряд противоречий между:
- потребностью общества в повышении культуры и воспитанности граж-дан и увеличивающимся ростом нелегитимных субкультурных проявлений в виде деструктивных граффити;
- необходимостью учета индивидуальных психолого-педагогических особенностей граффитистов, влияющих на процесс их обучения и воспита-ния, и отсутствием комплексной методики диагностики лиц, склонных к на-несению деструктивных граффити;
- потребностью педагогической практики в научно-обоснованных реко-мендациях по изучению причин, условий, мотивов нанесения граффити, его структуры, видов, динамики и их неразработанностью, что снижает воспита-тельно-профилактический эффект проводимых мероприятий;
- объективно обусловленной потребностью внедрения программ контро-ля и снижения количества деструктивных граффити и отсутствием социаль-но-педагогических технологий по их профилактике.
Актуальность изучения социально-педагогических особенностей граф-фити, наличие существующих противоречий, концептуальная неразработан-ность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково-молодежных граффити», проблема которого может быть сфор-мулирована следующим образом: каковы организационно-методические ус-ловия воспитательной работы по профилактике деструктивных граффити.
Объект исследования: граффити как социальное явление.
Предмет исследования: особенности возникновения, развития и функ-ционирования подростково-молодежное граффити.
Цель исследования: выявление организационно-методических условий воспитательной работы по профилактике деструктивных граффити.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что успешность вос-питательной работы по профилактике деструктивных граффити возможна, если будут:
- обоснованы содержательные характеристики граффити;
- раскрыты условия и причины нанесения деструктивных граффити;
- выявлены и раскрыты объективные психолого-педагогические характе-ристики авторов граффити;
- разработана педагогическая технология воспитательной работы по профилактике деструктивных граффити.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
- провести анализ философской, психолого-педагогической, социологи-ческой литературы с целью углубления понятия «подростково-молодежное граффити» и выявления концептуальных положений по проблеме исследова-ния;
- определить и обосновать особенности функционирования подростково-молодежных граффити;
- выявить условия и причины нанесения деструктивных граффити;
- раскрыть личностные характеристики подростков и молодежи, склон-ных к нанесению деструктивных граффити;
- разработать и экспериментально проверить педагогическую техноло-гию воспитательной работы по профилактике деструктивных граффити;
- разработать методические рекомендации по профилактике деструктив-ных граффити.

Методологическую основу исследования составили философские, психологические, социологические, педагогические концепции и теории:
- философско-антропологический подход в педагогике, акцентирующий внимание на человеке как базовой ценности (Б.С.Гершунский, С.В.Кульневич);
- системность, целостность, субъективность, интегративность в органи-зации деятельности и формировании личности (Л.П.Буева, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов);
- культурно-историческая теория психического развития личности Л.С.Выготского;
- теория деятельности как движущей силы развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М.Андреева);
- гуманистические концепции отечественных ученых о воспитательной ценности социального взаимодействия для развития личности ребенка (К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.);
- теория воспитания личности в коллективе (А.С.Макаренко).
Теоретической базой исследования явились общенаучные и частнона-учные теории и концепции, касающиеся социокультурных и социологиче-ских проблем молодежной субкультуры – И.П.Башкатова, Ю.А.Клейберга, И.С.Кона, А.В.Мудрика, Т.Б.Щепанской; психологии девиантного поведения – М.А.Алемаскина, С.А.Беличевой, С.А.Завражина, Ю.А.Клейберга и др.; психологии вандализма – Р.Бэрона и Дж.Фишера, Л.С.Ватовой, А.Голдштейна, С.Коэна, А.Скороходовой; теоретические исследования граф-фити за рубежом – Е.Л. Эйбл, Б.Е. Бакли и др.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ философской, социологической, психологической, педагогической и криминологической литературы по проблемам граффити; эмпирические методы: изучение и ана-лиз граффити; видео и фотосъемка; педагогическое наблюдение; устный и письменный опрос учащихся, студентов и экспертов; анкетирование, тести-рование, диагностирование, беседы с подростками, их друзьями и экспертами (индивидуальные и фронтальные); метод педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), статистические методы об-работки результатов исследования.
База исследования. В процессе исследования нами изучено и проанали-зировано 4100 подростково-молодежных граффити в школах, институтах, подъездах, на зданиях и сооружениях, в местах общего пользования (лифты, транспорт, кафе, скамейки и т.д.) в г. Егорьевске, г. Коломне и г. Воскресенске Московской области.
В исследовании приняли участие 750 респондентов: 420 учащихся средних школ №6, №8, гимназистов, воспитанников школы-приюта, курсантов, студен-тов колледжа, институтов из 326 семей, 196 родителей подрост¬ков; 94 педагога образовательных учреждений г. Егорьевска; 40 граффитистов из 18 городов
Московской области. Опытно-экспериментальной базой исследования стала сред-няя школа №8 г.Егорьевска.
В качестве экспертов привлекались социальные педагоги, психологи, специа-листы социальной участковой службы, специалисты по работе с молодежью, ра-ботники отдела по делам несовершеннолетних и отдела внутренних дел г.Егорьевска Московской области.
В связи со спецификой исследования наблюдения проводились также на раз-личных подростково-молодежных досуговых площадках: в кафе, в местах встреч граффитистов, в клубах.
Этапы и организация исследования:
I этап (2002-2003гг.) - поисково-информативный. На данном этапе осу-ществлялось накопление эмпирических данных. Проводился анализ состоя-ния проблемы и ее осмысление в философии, психологии, социологии, кри-миналистике, лингвистике, педагогике; определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы диссертационного ис-следования.
II этап (2003-2004гг.) – проведение констатирующего (диагностического) эксперимента - изучение мотивации нанесения граффити, причин и условий, изучение социальной сферы подростков и молодежи, выявление личностных особенностей подростков и молодежи, склонных к данному виду социальной активности. Разрабатывалась концепция воспитательной работы по профи-лактике деструктивных граффити.
III этап (2004-2005гг.) – проведение формирующего эксперимента. На данном этапе апробацию проходила авторская концепция воспитательной работы по профилактике деструктивных граффити, результаты анализировались, вно-сились необходимые коррективы в содержательный и процессуальный ас-пекты исследования.
IV этап (2005-2006гг.) – завершающий - уточнялись концептуальные по-ложения, проводился контрольный эксперимент, осуществлялась обработка, анализ и систематизация результатов эксперимента, формулировались выво-ды, оформлялась диссертация.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе анализа существующих теорий и подходов к изучению граффити существенно углублено его понятие и выявлены концептуальные положения по проблеме исследования.
2. Представлены типы, формы, структура, динамика подростково-молодежного граффити, показывающие его пространственно-временную распространенность, идейно-нравственную направленность и культурологи-ческую выраженность содержания.
3. Раскрыты условия и причины возникновения деструктивных подро-стково-молодежных граффити.
4. Раскрыта комплексная психолого-педагогическая характеристика ав-торов граффити, включающая в себя пол, возраст, статус, гендерные разли-чия, образование, социальное положение, социальные установки и другие составляющие.
5. Разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе ав-торская концепция организации воспитательной работы по профилактике деструктивных граффити, которая на основе личностно-деятельностного подхода обеспечила направление социальной активности подростков и мо-лодежи в позитивное русло.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии пред-ставлений о сущности, структуре и особенностях подростково-молодежного граффити, в создании комплексной характеристики личности, склонной к на-несению деструктивных граффити, а также в определении организационно-методических условий, обеспечивающих эффективность воспитательной ра-боты по профилактике деструктивных граффити.
В исследовании представлена педагогическая технология воспитатель-ной работы по профилактике деструктивных граффити, что вносит опреде-ленный вклад в теоретическую разработку проблем воспитательно-профилактической деятельности образовательных учреждений, социальных служб и общественных организаций и объединений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полу-ченные в нем результаты и разработанные на их основе практические реко-мендации по профилактике подростково-молодежных деструктивных граф-фити могут быть использованы в практике преподавания педагогики и соци-альной педагогики; в воспитательной работе различных образовательных уч-реждений; в деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и работников, инспекторов по делам несовершеннолетних; при подготовке со-циальных педагогов и психологов в педагогических вузах; на курсах повы-шения квалификации работников социальной сферы. Материалы исследова-ния могут также быть востребованы при разработке программ молодежной политики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних.
Достоверность результатов исследования.
Достоверность полученных результатов достигается всесторонним ана-лизом работ в предметной области исследования, использованием комплекс-ной методики педагогического исследования, подтверждением научных ре-зультатов исследования результатами экспертного опроса компетентных практиков, достаточным числом участников эксперимента, количественным и качественным анализом экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подростково-молодежное граффити - это средство социальной активно-сти и самореализации молодежи, раскрывающее ее адаптивные склонности, воз-можности и устремления. По направленности эта активность может быть как конструктивной (созидающей), так и деструктивной (разрушающей), поэтому не-

обходимо разграничивать понятия «конструктивное граффити» и «деструк-тивное граффити».
2. Социально-педагогическая характеристика подростково-молодежного граффити, включающая причины, условия, структуру, функции, виды, мотивы нанесения граффити, обусловлена взаимодействием подростков-граффитистов с той социальной средой, в которой они живут и действуют.
3. Личностная характеристика подростков и молодежи, склонных к на-несению деструктивных граффити, включает в себя возраст от 14 до 17 лет; неудовлетворительную успеваемость; наличие свободного времени; прояв-ление в межличностных отношениях авторитарности, агрессивности, не-сдержанности, конфликтности, повышенной тревожности, зависимости от референтных групп; неадекватную оценку деструктивных надписей и ри-сунков; невыраженность позитивных интересов; низкий интеллектуальный уровень; в большинстве случаев потерю социальных, моральных и правовых ориентиров.
4. Результативность профилактики деструктивных подростково-молодежных граффити достигается определением и реализацией организаци-онно-методических условий, важнейшими среди которых являются: органи-зация в школьном коллективе позитивно направленной общественно-полезной деятельности, отношений, общения, предоставляющих подросткам возможность самоутверждения и самореализации; учет возникающих в мо-лодежной среде тенденций и особенностей формирования молодежной суб-культуры; помощь и поддержка семьи как первичного и основного институ-та социализации подростков; декомпенсация негативного влияния социаль-ной среды.
5. Воспитательная работа по профилактике деструктивных граффи-ти основана на личностно-ориентированной технологии превращения дест-руктивной активности молодежи в конструктивную и включает в себя работу не только с подростками, но и педагогами, родителями, общественностью. Эффективность осуществления воспитательной работы по профилактике де-структивных граффити определяется созданием ситуаций успеха и самораз-вития подростков и молодежи на основе доверительных отношений и со-трудничества.
Апробация исследования:
Теоретические положения работы, ход эксперимента, научные идеи, выво-ды и рекомендации обсуждались на заседании кафедры социальной психологии и педагогики Коломенского государственного педагогического института (2004 - 2006 гг.), излагались на Всероссийской научно-практической конференции, по-священной 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко и 100-летию со дня рож-дения С.А.Калабалина (2003 г.), IV-VII Всероссийских научно-практических конференциях «Психология притеснения: обидчики и обиженные» (Москва - Коломна, 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г.); региональной научно-практической конференции «Управление качеством образования и современные технологии профессиональной подготовки» (Московский государственный открытый педа-гогический университет, 2005 г.); V Всероссийском научном социально-педагогическом конгрессе «Модернизация российского общества и социальное образование» (Российский государственный социальный университет, 2005 г.); региональной научно-практической конференции «Социально-неблагополучная семья: проблемы и поиски путей решения» (Коломна, 2005 г.).
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографиче-ского списка литературы (166 источников) и приложений; содержит 13 таблиц, 1 схему, 2 диаграммы.
Основной текст диссертации изложен на 176 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы деструктивных граф-фити, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформули-рована гипотеза, обозначены этапы, методы и опытно-экспериментальная ба-за исследования, охарактеризована его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению подростково-молодежных граффити» представлен теоретический анализ ис-следований археологов, историков, лингвистов, философов, социологов, по-священных толкованию понятия граффити, истории его возникновения и развития; дается характеристика существующих на сегодняшний день в нау-ке подходов к изучению граффити: антропологического, гендерного, количе-ственного, лингвистического, фольклористического, превентивного.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил выявить различные подходы к определению понятия «граффити», что свидетельствует о его многоаспектности. Так, с позиций антропологического подхода (Д.Бушнелл, П.Ковальски, В.Н.Топоров, Т.Е.Щепанская и др.) граффити рас-сматриваются как источник информации о том или ином сообществе или эт-нической группе. В рамках гендерного подхода (Н.Лука, А.Пачеко, М.Брунер, К.Э.Шумов) изучаются надписи в общественных туалетах, где анонимность и отсутствие наблюдателей создают благоприятные условия для выражения некоторых чувств, для чего неприемлемы все остальные средства мас¬совой информации и коммуникативные ситуации. Количественный метод применяют, как правило, для выяв¬ления социальных, политических ориен-таций, в рамках гендерных исследований (Р.Лахманн, Л.Флорес, Х.Соломон и др.). Исследование структуры, строения граффити, языковая характери-стика адресата и адресанта надписей осуществляется с позиций лингвистиче-ского подхода (М.И.Гуарамиа, Н.И.Тюкаева, Р.Блюм и др.). Фольклористи-ческий подход (М.Л.Лурье, Е.В.Бажкова и др.) делает акцент, прежде всего, на описание содержательного материала. В рамках превентивного подхода (P.M. Барон, Дж.Фишер, В.Ф.Пирожков, Л.С.Ватова, А.С.Скороходова, др.) нелегитимные надписи и рисунки рассматриваются как порча общественного имущества. Все исследователи утверждают, что с граффити чрезвычайно трудно бороться.
В рамках констатирующего эксперимента мы выявили причины, усло-вия и мотивы, способствующие нанесению деструктивных подростково-молодежных граффити. Все они были обусловлены взаимодействием подро-стков-граффитистов с той социальной средой, в которой они живут и дейст-вуют.
Причинами нанесения деструктивных граффити являются: 1) нарушение эмоциональных и интеллектуальных отношений между родителями и детьми – 72%; 2) отчуждение их от семьи, школы, общественной деятельности - 55%; 3) неразвитость у лиц, склонных к нанесению граффити, позитивных интересов и склонностей – 52%; 4) влияние образцов субкультуры на форми-рование негативных стереотипов мировоззрения и поведения граффитистов – 49%; 5) несформированность у подростков смысла и целей в жизни – 41%; 6) антиобщественные средства и способы выражения интересов и склонно-стей – 18%, и как следствие этого – вытеснение подростков из сферы коллек-тивных отношений, их изоляция в социуме, т.е. нарушение механизмов со-циализации.
Условиями, способствующими нанесению деструктивных граффити, яв-ляются: наличие свободного времени – 85%, скука – 74%, потребность в са-моутверждении – 52%, безнадзорность – 51%, отсутствие общественного мнения – 34%, наличие необходимых средств для нанесения граффити – 31%.
Депривация потребностей в любви, безопасности, авторитете, общении, вызванная нарушением процесса социализации в семье, школе, среди сверст-ников, приводит к появлению таких мотивов нанесения граффити как: про-тест, игра, борьба, гнев, самозащита, привычка к негативному поведению, обида, месть, поиск новых впечатлений, острых ощущений, соперничество, мода, привлечение внимания, поиск собеседника. Все эти мотивы вызваны неуспешностью лиц, склонных к нанесению граффити, в учебе, общении, деятельности и невозможностью в позитивной самореализации.
Исходя из анализа причин и условий возникновения и функционирования граффити, нами определены их особенности. Структурно каждый вид подро-стково-молодежных граффити включает в себя:
- наличие цели. Нанесение граффити предполагает наличие у автора ка-кой-либо конкретной цели, направленной на удовлетворение ущемленных личных потребностей в любви и дружбе, в общении, в признании. Рисунками или надписями они заявляют о себе, своем существовании - 20%, говорят о своих чувствах - 19%, текстом сообщения пытаются вызвать одобрение - 16% или отвращение - 11% других, стремятся запугать - 14%, унизить - 8%, на-смешить - 4%, выражают свой протест против чего или кого-либо - 5% , другое - 3%;
- детерминированность нанесения граффити. Граффити всегда соци-ально обусловлено. Эта обусловленность вызвана тем, что в результате воз-действия граффити на человека наступают изменения в деятельности, отно-шениях, общении, поведении и психическом состоянии личности, обижаемой с помощью надписей и рисунков. Каждый из обиженных избирает свою стратегию и стиль поведения. Одни вступают в переписку с авторами граф-фити; другие стирают, уничтожают надписи и рисунки; третьи делают вид, что не замечают граффити;
- информационность граффити. Они влияют на человека через все его органы чувств и представляют собой источник информации о личности авто-ра граффити, социальных явлениях и процессах, об изменениях в макро- и микросреде. И в то же время авторы конструктивных граффити имеют свой сленг, позволяющий им использовать нанесение рисунков в качестве закры-того канала коммуникации. Так, процесс создания граффити описывается следующими выражениями: to bite - копировать, to bomb – нелегально писать на стенах, to cross out – наносить граффити на уже нанесенное; различные формы граффити характеризуются понятиями: tag – подпись, визитная кар-точка, throw-up - слова и предложения, bomb – быстрый рисунок, piece – ше-девр; уровни граффитистской иерархии обозначаются: toy – неопытный граффитист, tagger – тот, кто ставит свою подпись, writer – тот, кто легально рисует, маэстро – граффитист, создающий свой стиль, king – высшее звание в граффити;
- технологическое многообразие нанесения граффити. Средства, спосо-бы, методы и приемы, с помощью которых авторы граффити наносят вред, причиняют неудобства другим людям, многочисленны. Например, выбор орудия письма во многом предопределяется тем, в каком месте делается над-пись. Так, большинство уличных граффити выполнено мелом (46%) или краской (38%), иногда нацарапано острыми предметами (16%); в лифтах, в транспорте, на внутренних стенах помещений, на мебели надписи и рисунки нанесены маркерами, фломастерами, острыми предметами; в тетрадях – руч-ками и карандашами;
По содержанию мы выделяем следующие типы граффити: 32% всей выборки составляют граффити молодежных субкультур, включающие в се-бя музыкальные надписи и рисунки – 50%, граффити спортивных фанатов – 32% и контркультурные граффити – 18%. Любовные надписи и рисунки со-ставляют 15% выборки; агрессивные – 14%; надписи и рисунки сексуальной направленности 11%; политические граффити – 8%; 4% посвящены вредным привычкам; 3% выборки составляют националистические граффити; 13% - надписи и рисунки, не имеющие темы.
Создание законченной тематической типологии граффи¬ти не представ-ляется возможным по нескольким причинам. Во-первых, как любое эмпири-ческое описание, эта типология будет отличаться неполнотой, так как опре-деленная часть граффити не имеет собственно темы, если понимать послед-нюю как эмпирическую сферу отнесенности предмета высказывания. Во-вторых, эта типология будет характеризоваться взаимопересечениями границ выделяемых групп, так как во многих надписях за очевидной темой можно различить «сверхтему», понятную лишь человеку, владеющему определен-ным контекстом граффитийной коммуникации, - при¬ этом именно вторая яв-ляется существенной, тогда как первая служит чаще всего эле¬ментом формы.
Лингвистический анализ граффити позволил установить, что вербаль-ный текст составляет 49%, паравербальный (языковые знаки и символы, ил-люстрации, изображения) – 13%, невербальный текст – 38% всей выборки. Основная формула ученических граффити выглядит следующим образом: буду писать так, чтобы заметили, о том, что актуально или выходит за рамки общепринятых норм, и на том, на чем писать нельзя.
Предназначение граффити как средства социальной активности подростков и молодежи отражается в его основных функциях, которые были выявлены нами в процессе исследования и охарактеризованы на основе изучения эмпирических данных: идентификационной, коммуникативной, фа-тической, психологической, агрессивной, мифологической, экзистенциаль-ной, прагматической, протестной, эстетической, эстетической, утверждения социальных норм.
На основе анализа сущности, особенностей и структуры нами было вве-дено понятие подростково-молодежного граффити, под которым мы понима-ем социально-детерминированное, информационное, технологически много-образное средство социальной активности и самореализации молодежи, рас-крывающее ее адаптивные склонности, возможности и устремления. По на-правленности эта активность может быть как конструктивной (созидающей), так и деструктивной (разрушающей), поэтому мы разграничиваем понятия «конструктивное граффити» и «деструктивное граффити» подростков и мо-лодежи. Так, с одной стороны, изобразительная деятельность авторов граффи-ти выступает средством личностного и группового самовыражения, что способ-ствует личностному росту и раскрытию творческого потенциала индивидов. С другой стороны, нанесение деструктивных граффити, как менее опасное про-явление девиантного поведения, получая положительное подкрепление, вле-чет за собой более опасные проявления, вплоть до преступления.
В структуре граффити мы выделяем объект и субъект граффити, объек-тивную и субъективную стороны.
Объектом нанесения граффити является то, на что посягает автор граф-фити. Было установлено, что наиболее частыми объектами нанесения дест-руктивных граффити в учебных заведениях являются: а) парты, столы – 42%, б) туалетные комнаты – 27%, в) тетради – 23%, г) стулья - 7%; д) дру-гие – 1%.

Субъектами нанесения граффити, как правило, выступают подростки. Согласно проведенному исследованию, самая многочисленная группа злост-ных «граффитистов» состоит из учащихся школ – 88%, воспитанников ин-тернатных учреждений – 80%, курсантов 73%, студентов вузов – 72%. Мень-ше наносят граффити учащиеся гимназий – 20% и колледжа – 55%. При этом 43% опрошенных хотя бы раз рисовали на партах или стенах, 31% часто пи-шут и рисуют, 26% никогда не наносили граффити на объектах частной и го-сударственной собственности. Из числа злостных «граффитистов» на учете в отделе по делам несовершеннолетних стоят всего 7% подростков, 6,1% - учащиеся школ и 0,9% – воспитанники приюта. Приведенные данные свиде-тельствуют о том, начиная с 13-14 лет, количество лиц, редко наносящих граффити «от нечего делать», с возрастом увеличивается – соответственно 32%, 36%, 43%, 46%; тогда как количество лиц, часто наносящих граффити, постепенно снижается – 40%, 38%, 38%, 30%. В процессе исследования нами установлено, что написание граффити как устойчивый вид поведения харак-терен больше для мальчиков - 63%, чем для девочек – 37%; а как случайный вид свойственен в одинаковой степени обоим полам - 51% мальчики (юно-ши), 49% девочки (девушки).
Субъективную сторону нанесения граффити составляют мотивы, которы-ми руководствуется автор граффити, а также форма его вины. Например, на-несение деструктивных граффити на архитектурные памятники истории и культуры влечет за собой моральную, административную, материальную и даже уголовную ответственность по ст. 214 «Вандализм», ст.167 «Умышлен-ное уничтожение или повреждение имущества» Уголовного Кодекса РФ.
Объективную сторону нанесения граффити составляет его результат, т.е. выражение яв¬ного и грубого неуважения к обществу, к нравственности насе-ления, осквернение, поругание, унижение общественной благопристойности и народной памяти. Кроме того, в объективную сторону нанесения граффити входят обстановка, способы, средства и методы, какими оно осуществлялось. Так, 91% всей выборки граффитийного дискурса составляют деструктивные граффити, остальные 9% выборки – конструктивные граффити. Конструктив-ные граффити нанесены в разрешенных местах (специализированные стены, пла-каты, транспаранты и т.д.), наполнены позитивным социальным содержанием и выполняют позитивные социальные функции: призывы к сохранению окружаю-щей среды, позитивные лозунги, запреты на курение, оформительские рисунки. К деструктивным граффити мы относим те надписи и рисунки, которые нару-шают представление о прекрасном, эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения. Это граффити прецедентного характера в тетрадях и дневниках, на школьном имуществе и в общественных местах, на архитек-турных памятниках истории и культуры.
По авторству мы классифицируем граффити на индивидуальные и груп-повые. Конструктивные граффити являются индивидуальными. В данном случае для граффитистов важно авторство. Граффити в тетрадях, на партах, стенах школы, в лифтах, как правило, являются индивидуальными, посколь-ку позволяют подросткам удовлетворять личные потребности и интересы, а граффити в подъездах, на фасадах зданий и сооружений в основном наносят-ся группой подростков и по авторству являются групповыми. В 83% выска-зываний подростков, повреждавших имущество с помощью граффити, фигу-рирует местоимение «мы». В составе группы подросткам легче совершить правонарушение, что объясняется процессами распространения в группе де-виантных стандартов поведения, анонимностью правонарушения, диффузией ответственности. Мотивом совместной деятельности по нанесению нелеги-тимного граффити в группе чаще всего выступает стремление «быть как все».
За нанесением деструктивных граффити часто следуют и другие, более серьезные правонарушения. По данным управления внутренних дел Егорьев-ского района, 53% вандалов из числа подростков в возрасте 14-17 лет совер-шили, по меньшей мере, три правонарушения из разряда более тяжелых (ху-лиганство, кражи, разбой). Из них 21% - учащиеся 8-9 классов, 27% - уча-щиеся 10-11 классов, 23% - учащиеся ПУ, 6% - студенты колледжей, 1% - студенты институтов, 22% - подростки без определенного рода занятий (без-работные и не учащиеся). К сожалению, правоохранительной практики за порчу стен домов, общественных мест, заборов, скамеек, транспорта, лифтов, в УВД мы не обнаружили.
Раскрытие понятия, структуры, основных характеристик подростково-молодежного граффити, причин и условий его возникновения, особенностей развития и функционирования позволило определить комплекс организаци-онно-методических условий воспитательной работы по профилактике дест-руктивных подростково-молодежных граффити: 1) организация позитивно направленной общественно-полезной деятельности, отношений, общения, предоставляющих подросткам возможность самоутверждения и самореали-зации; 2) учет возникающих в молодежной среде тенденций и особенностей формирования молодежной субкультуры; 3) помощь и поддержка семьи как первичного и основного института социализации подростков; 4) декомпен-сация негативного влияния социальной среды.
Во второй главе «Организационно-методические основы работы по профилактике деструктивных подростково-молодежных граффити» рассмат-ривается педагогическая технология воспитательной работы по профилакти-ке деструктивных граффити, включающая несколько направлений, логика и условия ее реализации на примере средней школы г.Егорьевска Московской области.
В исследовании раскрывается комплексная психолого-педагогическая характеристика авторов граффити, включающая в себя социальный портрет граффитиста, его возраст, гендерные различия авторов граффити, стиль меж-личностных отношений, успеваемость, времяпровождение, социально-психологические установки, деструктивный характер граффити.
Установлено, что авторами деструктивных граффити чаще всего являются учащиеся в возрасте от 14 до 17 лет, которые плохо успевают; учатся, потому что нужно окончить школу; в свободное вр

Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
ГОСТЯНОВ: 1
юзеров сайта 0
Copyright MyCorp © 2024